Государственный Академический Театр Классического Балета
под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва.

все жанры кроме скучного

О театре/Статьи/

Интервью с Н. Касаткиной и В. Василёвым на радиостанции «Эхо Москвы», посвященное премьере балета «Спартак»

Пятница, 18 октября 2002 года

В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Наталья Касаткина — хореограф, руководитель Государственного театра классического балета, Владимир Василёв — хореограф, руководитель Государственного театра классического балета.

Эфир ведут Алексей Венедиктов и Марина Багдасарян.


А. ВЕНЕДИКТОВ Доброе утро. Извините, что мы вас так рано подняли. Но ничего, артисты ранние птички, наверное?

Н. КАСАТКИНА Наоборот, поздние.

А. ВЕНЕДИКТОВ Скажите мне, пожалуйста, известно, что «Спартак» Хачатуряна ставился уже около 10 раз. Во всяком случае, мы так поискали и нашли. Надо ли ставить 11-й?

Н. КАСАТКИНА Во-первых, не 10, а за 30 зашкаливает.

А. ВЕНЕДИКТОВ Уже за 30. Тем более.

Н. КАСАТКИНА Да, в Москве 3, самых знаменитых, Игоря Александровича Моисеева, Якобсона и Григоровича, спектакль, который уже 30 лет идет, и дай бог ему, чтобы еще столько же прошел, прекрасный спектакль. Надо. Одна из причин это то, что с Арамом Ильичом мы очень дружили, последний спектакль в его жизни была «Гаянэ», наша с ним совместная работа. И мы просто знаем, что он очень трепетно относился к музыке, которую он написал к «Спартаку». А написал он около 5 часов просто чистой музыки.

А. ВЕНЕДИКТОВ А сколько шел балет Григоровича?

Н. КАСАТКИНА Балет идет часа 3.

А. ВЕНЕДИКТОВ То есть минус 2 часа, математически?

Н. КАСАТКИНА Математически приблизительно минус 2 часа. Часть этой музыки, которая была написана к «Спартаку», причем там есть и лейтмотивы, и какие-то очень важные драматургические вещи мы включили в свой балет. Одно это уже имеет большое значение. И второе, нам хочется Хачатуряна приблизить к нашим сегодняшним современникам.

А. ВЕНЕДИКТОВ А как это можно сделать?

Н. КАСАТКИНА Ведь время откладывает отпечаток не только на молодых, но, наверное, и на зрелых.

А. ВЕНЕДИКТОВ Опытных.

Н. КАСАТКИНА Скажем так, на опытных тоже. Мы постарались услышать это время, постарались понять, что сегодня может быть интересно. Причем музыка Хачатуряна шлягерная, не зря и в Калигуле она звучит. «Танец с саблями» он страшно сердился, когда ему об этом говорили.

А. ВЕНЕДИКТОВ Серьезно?

Н. КАСАТКИНА Да. Он не любил, потому что слишком часто звучало: «Хачатурян, „Танец с саблями“».

А. ВЕНЕДИКТОВ У меня тоже в голове «Хачатурян, „Танец с саблями“», естественно.

Н. КАСАТКИНА Вроде бы больше он ничего и не писал. А у него изумительные… по-настоящему великий композитор. И такое ощущение, что он снова почуял уже наше время, вошел, хотя его уже давно нет, столетие со дня рождения. И нам захотелось сделать ему такой подарок.

А. ВЕНЕДИКТОВ У меня к Владимиру Василёву вопрос. Ведь будут сравнивать. 30 лет идет балет Григоровича, он устоялся, его видела масса народа.

Н. КАСАТКИНА Его очень любят.

А. ВЕНЕДИКТОВ Знаете, как фильм «Три мушкетера» сравнивают, этот и тот?

Н. КАСАТКИНА Конечно.

А. ВЕНЕДИКТОВ Будут сравнивать. Вы вступаете в прямую конкуренцию, это правда.

Н. КАСАТКИНА Нет, только у нас не римейк.

А. ВЕНЕДИКТОВ Это понятно. Вы будете в положении догоняющих все равно.

В. ВАСИЛЁВ Это абсолютно правильно. Но дело в том, что тот же Григорович поставил свой «Спартак» после Моисеева, после Якобсона.

А. ВЕНЕДИКТОВ И тоже был догоняющим.

Н. КАСАТКИНА Конечно.

В. ВАСИЛЁВ И тоже был догоняющий. Естественно. Ведь мы говорим о том, что мы поставили спектакль по Джованьоли, по историческим документам и по собственным фантазиям.

А. ВЕНЕДИКТОВ Испугал, «собственные фантазии», тут все напряглись сразу.

В. ВАСИЛЁВ Это естественно.

Н. КАСАТКИНА Нет, не надо напрягаться, потому что нас на этот путь толкнул сеньор Пизани. Это профессор из университета г. Падуи. Это один из самых древнейших университетов.

А. ВЕНЕДИКТОВ И что он сказал? Что Джованьоли все наврал, «давайте делать по-другому»?

Н. КАСАТКИНА Он другое сказал. Он говорит, что очень мало материала по Древнему Риму.

В. ВАСИЛЁВ Практически почти нет.

Н. КАСАТКИНА И поэтому он говорит: «Я вам советую идти по пути Феллини, то есть придумать свой Рим». И мы переворошили огромное количество материалов, и, посоветовавшись со многими людьми, сделали вот такой свой Рим, где есть исторические какие-то мотивы, моменты, собственно, как и Хачатурян.

А. ВЕНЕДИКТОВ А что, костюмы, декорации?

Н. КАСАТКИНА Костюмы, декорации, сама хореография. Собственно, Хачатурян…

В. ВАСИЛЁВ И драматургия.

Н. КАСАТКИНА Да. Хачатурян говорил, что я знаю, что такой музыки, к которой мы сейчас привыкли, итальянской музыке, что сейчас Басков часто поет, в Древнем Риме не было. Рим это огромный мегаполис. Там, кстати, и армяне были, и все на свете. И он написал, он тоже сочинил свой музыкальный Рим. И мы постарались услышать этот Рим в музыке Хачатуряна.

М. БАГДАСАРЯН И Красс, между прочим, был казнен в Армении, и голова его была преподнесена армянскому царю.

А. ВЕНЕДИКТОВ Ну, началось…

Н. КАСАТКИНА Кровожадная Марина сказала.

А. ВЕНЕДИКТОВ Сколько же у вас исполнителей Красса будет? На сколько спектаклей вы рассчитываете?

М. БАГДАСАРЯН Вы в аннотации к своему спектаклю написали, что ваш Спартак радостный воин. И, между тем, восстановили как бы историческую справедливость и вернули реквием хачатуряновский, его финал.

А. ВЕНЕДИКТОВ А его изымали?

Н. КАСАТКИНА Нет, он был сокращен.

В. ВАСИЛЁВ Сильно сокращен.

Н. КАСАТКИНА Ты скажешь?

В. ВАСИЛЁВ Нет, ты.

А. ВЕНЕДИКТОВ Так, это уже интересно.

Н. КАСАТКИНА На этом всегда у нас семейный спор идет. Одно другому ничуть не противоречит. Потому что трагические Спартаки, эта трагедия сквозной линией проходит через весь спектакль. У нас через весь спектакль проходит Спартак профессиональный воин, безумно влюбленный в римский строй, (он же служил в римской армии), передающий своим войскам эти навыки. Он наслаждался самим боем и тем, что его идея, а его идея была только свобода, не власть, не деньги, только свобода, он всем наслаждался. Именно поэтому побеждал такой Рим и такие легионы, которые тогда были при таком Крассе. И только в самом финале, когда его предали друзья, это стало для него трагедией, поэтому развернутый реквием.

А. ВЕНЕДИКТОВ Если говорить о людях, которые у вас танцуют там, это молодежь в основном?

В. ВАСИЛЁВ Конечно. Балет всегда молодое искусство.

А. ВЕНЕДИКТОВ Я имел в виду молодежь не по возрасту, а по выступлению. Совсем молодые?

В. ВАСИЛЁВ У нас два Спартака. Один из них солист Большого театра.

М. БАГДАСАРЯН И Спартак в балете Григоровича.

Н. КАСАТКИНА Да.

А. ВЕНЕДИКТОВ Что вы говорите?

Н. КАСАТКИНА Конечно.

М. БАГДАСАРЯН Юрий Клевцов танцует и там, и тут.

А. ВЕНЕДИКТОВ Он не будет сбиваться с правой ноги?

В. ВАСИЛЁВ Нет. Но он сам говорит, что спектакль абсолютно другой.

А. ВЕНЕДИКТОВ Но там в голове не запутается?

Н. КАСАТКИНА Для него даже музыка сейчас звучит иначе.

А. ВЕНЕДИКТОВ Это же очень сложно!

М. БАГДАСАРЯН А почему вы использовали…

В. ВАСИЛЁВ А второй Спартак совсем юный, ему всего 20 лет, Ион Курошу. Вообще, это его большая вторая партия.

А. ВЕНЕДИКТОВ Аванс сильный вы ему дали.

В. ВАСИЛЁВ Да.

А. ВЕНЕДИКТОВ Вторая партия, и сразу Спартак.

Н. КАСАТКИНА А почему Клевцов? Потому что его привел к нам Миша Лавровский, и он с обоими этими артистами, и с тем другим, работает.

М. БАГДАСАРЯН Лавровский танцевал Спартака.

А. ВЕНЕДИКТОВ Это даже я помню.

Н. КАСАТКИНА А в спектакле Якобсона мы с ним начинали. Я была Эгиной, а потом он мне напомнил. Говорит: «А потом ты ушла во Фригию, и я остался без партнерши».

А. ВЕНЕДИКТОВ Высокие отношения! Вспоминается фильм «Покровские ворота». Если говорить о том, когда и где, давайте в конце передачи поговорим, когда и где, куда наши слушатели могут пойти и посмотреть, что с билетами?

В. ВАСИЛЁВ Здесь, конечно, очень серьезные проблемы. Но у нас премьера сегодня, завтра и послезавтра.

Н. КАСАТКИНА Это наша совместная работа с Концертным залом «Россия».

В. ВАСИЛЁВ Затем, 13-го и 14-го ноября в Петербурге, а после этого мы надолго уезжаем за границу.

А. ВЕНЕДИКТОВ Ну вот, началось. Поманили и бросили, это называется!

Н. КАСАТКИНА Да, но у Хачатуряна столетие, ЮНЕСКО справляет, и поэтому по всему миру будем показывать.

А. ВЕНЕДИКТОВ Это мы понимаем.

В. ВАСИЛЁВ Сегодня приезжает очень большое количество импрессарио, начиная с генерального директора «Арена ди Верона», из Америки, из Франции, и т.д.

Н. КАСАТКИНА Из Англии, из Египта.

В. ВАСИЛЁВ То есть к спектаклю проявлен интерес.

А. ВЕНЕДИКТОВ Вы повезете именно «Спартак»?

Н. КАСАТКИНА Не только, но и «Спартак».

В. ВАСИЛЁВ Подождите. Им должно понравиться, еще никто не видел.

Н. КАСАТКИНА Тогда повезем.

А. ВЕНЕДИКТОВ Вы собираетесь повезти «Спартак»?

В. ВАСИЛЁВ Да, конечно.

Н. КАСАТКИНА Нам бы хотелось.

В. ВАСИЛЁВ Перспектива длительного турне по всему миру.

М. БАГДАСАРЯН «Арена ди Верона» и Концертный зал «Россия» две суть разные площадки, абсолютно.

Н. КАСАТКИНА Нет, у них есть нечто общее.

М. БАГДАСАРЯН Но, тем не менее, Сумбаташвили, работавший над сценографией, там 6 тонн, как вы говорите, сценографии.

А. ВЕНЕДИКТОВ Что такое «6 тонн»?

В. ВАСИЛЁВ 6 тонн железа, которые пока что собираются всю ночь. Минимум 8 часов тратится на то, чтобы эту конструкцию построить. Это наша заумная идея создать декорации, которые можно поставить в пустыне, в античном театре, на стадионе. Они не требуют хозяйства театрального штанкетов, павильона французского с кулисами.

Н. КАСАТКИНА И в зале «Россия» это все прекрасно выглядит. Кроме того, у них авангардный свет, который мы используем в драматургически выстроенном спектакле, так, как нам это нужно. Он не выглядит эстрадным, но он очень интересный. Кроме того, к нам просто хорошо отнеслась администрация и дирекция этого зала. Они нам очень помогли. Это просто наша совместная с ними работа. Мы приглашаем всех зрителей и Вас в том числе, Алексей Алексеевич, тоже. Приходите.

А. ВЕНЕДИКТОВ Если 3 дня премьера, это еще возможно. Мне очень нравится: «У нас премьера 3 дня», премьерные спектакли.

Н. КАСАТКИНА Считается, 5 спектаклей премьерных, а дальше уже нет.

А. ВЕНЕДИКТОВ А 2 после возвращения, я правильно понимаю? 3, потом длинные гастроли. Давайте я вам в прямом эфире пожелаю ни пуха, ни пера.

В. ВАСИЛЁВ К черту.

А. ВЕНЕДИКТОВ Правильный ответ.

М. БАГДАСАРЯН Наталья Дмитриевна, а Вы?

Н. КАСАТКИНА Я присоединяюсь к своему соавтору.

А. ВЕНЕДИКТОВ Я напоминаю, что сегодня, завтра и послезавтра в «России» будут премьерные спектакли балета «Спартак». Я думаю, что завтра мы разыграем, Марин?

М. БАГДАСАРЯН Обязательно разыграем в программе «Все на выход» билеты.

А. ВЕНЕДИКТОВ А пока есть места, отправляйтесь в кассы. Спасибо большое, у нас в гостях был Владимир Василёв и Наталья Касаткина. Они идут монтировать 8 тонн железа. Мы, конечно, понимаем, это тяжело. Но мы надеемся, что у вас все будет удачно.

Н. КАСАТКИНА Спасибо большое, и вам удачи.

Материал предоставлен радиостанцией «Эхо Москвы»