Государственный Академический Театр Классического Балета
под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва.

все жанры кроме скучного

Новости/

Поздравляем с юбилеем!

8 февраля 2016

8 февраля празднует 85-летие один из художественных руководителей Государственного академического Театра классического балета, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР Владимир Василёв.

В балет будущий артист попал просто: брат Володи прочитал в газете, что в «Ансамбль Моисеева» требуются мальчики двенадцати лет. Такое же объявление разместила Балетная школа Большого театра. Ученикам полагалась рабочая карточка, и это был веский аргумент для занятий балетом. Володю Василёва приняли и в Ансамбль, и в Школу. Но выбрал он все-таки Школу, после окончания которой стал солистом Большого театра. Будучи учеником Асафа Мессерера и Алексея Ермолаева, он превосходно владел классической техникой, которую оживлял своим обаянием.

«Чтобы представить внешний облик Владимира Василёва, надо вызвать в воображении Овидиевского Нарцисса. Он силен, ловок, гибок, мужественен и темпераментен. Этот юный артист упорен в работе, и настойчивость его покоится на горячей любви, я бы даже сказал — обожании своего искусства. Если это чувство у Василёва не угаснет, его ждет большое будущее», — так описывал Владимира Василёва Касьян Голейзовский.

Чувство не угасало, а, напротив, росло: Владимир Василёв совершенствовал и развивал технику у выдающихся педагогов: Екатерины Гельцер, Евгения Кочарова, а вскоре сам начал сочинять хореографию. Одновременно Василёв учился мастерству композитора у Николая Каретникова, писал стихи и создавал скульптуры.

Судьбоносной оказалась встреча с балериной Наталией Касаткиной, ставшей женой и партнером. Этот союз определил творческую судьбу обоих. Работая танцовщиками, Касаткина и Василёв пробуют себя в качестве хореографов: сначала они создают номера, а затем балеты на сцене Большого театра — «Геологи» /1956/ и «Ванина Ванини» /1962/.

Завершив карьеру танцовщика, Владимир Василёв погружается в профессию хореографа. Он и Наталия Касаткина заявляют о себе новаторскими работами: ставят полузапрещенную «Весну священную» /1969/ Игоря Стравинского, затем создают совместно с Андреем Петровым авангардный балет «Сотворение мира» /1971/ с Михаилом Барышниковым в главной роли.

В 1976 году Василёв был удостоен Государственной премии СССР за оперу «Петр Первый», где он не только являлся режиссёром, но и соавтором стихотворного либретто.

Фамилии Касаткина и Василёв редко употребляются по отдельности, но каждый из участников этого союза привносит что-то свое в совместное творчество. Страстью Владимира Василёва остается балетная техника. Он сочиняет сложные прыжки, поддержки и дуэты, которые, кажется, невозможно повторить, однако именно эти элементы образуют идентичный почерк тандема Касаткина-Василёв.

В 1977 году Игорь Моисеев передает Наталии Касаткиной и Владимиру Василёву руководство труппой Театра классического балета. Очень скоро концертный коллектив становится первым в Москве авторским театром балета, в репертуаре которого собственные версии «Ромео и Джульетты», «Спартака» и классических балетов. Неповторимые спектакли созданы совместно с выдающимися композиторами, художниками и дирижерами — Николаем Каретниковым, Андреем Петровым, Иосифом Сумбаташвили, Геннадием Рождественским и другими. В постановках участвовали Екатерина Максимова, Майя Плисецкая, Николай Фадеечев, Михаил Барышников, Владимир Малахов, Ирек Мухамедов. Спектакли Наталии Касаткиной и Владимира Василёва идут во Франции, Италии, США и других странах.

Сегодня работа продолжается: новый балет Касаткиной и Василёва «Легенда о Лебедином озере и Гадком утенке» на бессмертные мелодии Эдварда Грига увидит свет 25 марта 2016 года в Кремле на вечере в честь 50-летия Театра.

Свой 85-й день рождения Владимир Василёв празднует в семейном кругу.


к другим новостям