Пушкин. Сны после жизни
Премьера о жизни и любви великого поэта!
ПУШКИН. СНЫ ПОСЛЕ ЖИЗНИ
Премьера о жизни и любви великого поэта!
6 июня 2024 года вся страна и русскоязычный мир отмечал 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

А 7 июня того же года 90-летний юбилей отпраздновала бы Народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР, хореограф от Бога — Наталия Дмитриевна Касаткина. Совсем недавно она ушла из жизни, мы потеряли гениального художественного руководителя. Но после себя она оставила еще один спектакль, который стал ее последним шедевром.

25 июля в честь обоих юбиляров на Новой сцене Большого театра состоялась премьера балета «Пушкин. Сны после жизни». Эта постановка — обновленный вариант балета «Пушкин. Размышления о поэте» 1979 года.
Она успела вложить частичку души в ещё один спектакль...

Теперь уже многим известно, что Наталия Дмитриевна была не только балетмейстером, но и поэтом. Государственную премию она получила вместе с мужем Владимиром Василёвым за стихотворное либретто оперы «Пётр Первый». А про Пушкина Наталия Дмитриевна знала практически всё, что доступно нашим современникам. Стихи и поэмы Александра Сергеевича она могла читать наизусть часами без остановки.


Еще в 1981 году, когда они с Василёвым готовились к постановке в Кировском (ныне Мариинском) театре балета Андрея Петрова «Пушкин, размышление о поэте», была проведена серьёзнейшая научная работа по изучению первоисточников.


Новый балет получился совершенно не похожим на биографическое исследование. Это живой, эмоциональный взгляд на жизнь удивительного человека, в котором непостижимым образом слились российская и африканская кровь, спокойная мудрость и вспыльчивое безумство, нежнейшая любовь к жене и многочисленные увлечения. Вот почему на балах рядом с Пушкиным появляются такие персонажи как бесёнок, безумец и бунтарь Емельян Пугачев – антагонист императора.


Но, главное, что поражает в Пушкине – удивительная способность прочувствовать и передать гармонию вселенной. Именно эту способность удалось воплотить в музыке великому мелодисту Андрею Павловичу Петрову.


Во время знаменитого трио, где Поэт прощается с женой и музой, душа всех зрителей таинственным образом воспаряет к небесам вместе со звуками арфы и скрипок.


В Петербурге стихи Пушкина в спектакле читал Олег Басилашвили, в Москве – Евгений Миронов. Но в новой версии балета, мы удивим зрителя тем, что пушкинские слова будет произносить женщина. Да, в балете появляется новый персонаж. Дочь Дантеса. Леония-Шарлотта Дантес де Геккерн. Она до безумия влюбилась в Александра Сергеевича и возненавидела отца за его убийство.


Балет в двух актах

Хореография, постановка, либретто: Наталия Касаткина и Владимир Василёв

Музыка: Андрей Петров

Художник: Елизавета Дворкина

Дирижер-постановщик: Андрей Огиевский

Продолжительность: 2 часа (один антракт)

12+

Совсем недавно я побывала на премьере балета «Пушкин. Сны после жизни», которая состоялась на Новой сцене Большого театра. В этом году, 6 июня, исполнилось 225 лет со дня рождения великого поэта, а 7 июня отметила бы свой 90-летний юбилей бессменный руководитель Театра народная артистка России Н.Д. Касаткина. К сожалению, она недавно ушла из жизни, но оставила после себя ещё один спектакль. В память о двух юбилярах и посвящается эта премьера.

О Пушкине Наталья Дмитриевна знала практически всё! Но спектакль не получился биографическим, а наоборот - он живой и непохож ни на какой другой. Вокально-хореографическая симфония - написано в афише, а это значительно обширнее чем балет. Здесь талантливые артисты не только великолепно танцуют, но и читают стихи Пушкина и даже поют. Его душевные переживания, его непростая и удивительная жизнь проносится перед нами на фоне балов, мятежей и … любви.

Возлюбленная жена поэта Наталья с одной стороны, и его мимолетные увлечения, которые олицетворяет в балете прекрасная порхающая муза, с другой. Их трио удивляет и восхищает своим изяществом и нежностью. Музыка Андрея Петрова очаровывает зрителей, прекрасные сны нам снятся наяву, прямо со сцены Большого театра. Но этой идиллии предшествует бал, где носится неугомонный бесенок и появляется бунтарь Емельян Пугачев, как своеобразная интерпретация мыслей и чувств великого поэта. Гармония…

Понять её и прочувствовать гармонию вселенной - именно таким и предстает перед нами Александр Сергеевич. Восхитительная музыка всё больше и больше обволакивает нас и сцену, все взоры направлены только на него. Спектакль длится всего 2 часа с антрактом, но перед нами пролетела вся его жизнь, как сон. Зрители долго не хотели расходиться после его окончания, к тому же - на премьеру прилетела крошечная правнучка Н.Касаткиной и её мужа В.Василёва. Она на ручках мило оглядывала многолюдный зал почитателей искусства. Минутка милоты…

Екатерина
Побывала на премьере балета "Пушкин. Сны после жизни". Прекрасный балет Театра Классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василева, очень красивый и яркий! Рассказывает о жизни великого поэта, его юности, любви, печали, ненависти к сопернику, его размышлениях о русской истории и русском бунте. Как все это выразить в танце? Это секрет блестящей балерины и режиссера Натальи Касаткиной - именно она создала этот балет, и он стал ее творческим завещанием людям. Она не дожила до завершения этой постановки, и работу завершил ее сын Иван Василев.

Приходите, чтобы увидеть этот балет своими глазами! Очень советую!

Анна Миронова
25 июля состоялась Премьера балета «Пушкин. Сны после жизни» на Новой сцене Большого театра. Премьера балета приурочена сразу к двум юбилеям — 225-летию со дня рождения Александра Пушкина, отмечаемому 6 июня, и дню рождения 7 июня, российской артистки балета и балетмейстера Натальи Дмитриевны Касаткиной.

В начале был поставлен балет «Пушкин. размышления о поэте». Потом появился балет «Пушкин. Сны после жизни», который до последнего дня репетировала Касаткина, а закончил ее сын Иван Васильев. Наталья Дмитриевна Касаткина восторгалась Пушкином и много изучала, как его биографию, так и творчество. К сожалению, данный балет стал ее последним шедевром, но в нем четко прослеживается душа талантливейшей женщины нашего времени.

Музыку к постановке написал композитор Андрей Петров, а дирижером-постановщиком выступил Андрей Огиевский. Через этот балет Касаткина хотела показать зрителям жизнь поэта, которая тесным образом переплетена с историческими моментами того времени. В 1 акте перед нами молодость Пушкина, рядом с Пушкиным танцует бесенок, нищий, безумец. Они олицетворяют внутреннее состояние поэта.

Его страстный характер, его внутренних бесов, терзающих Пушкина изнутри. Это сочетание африканской крови и русской души. Следующей танец показывает перед нами сцену поражения декабристов. Пушкин в центре, скованных цепью людей, понимающий, что с ними уходят его надежды на изменения в обществе, о которых мечтали молодые люди того времени. Перед нами разворачивается сцена знакомства Пушкина с его последней и настоящей любовью Натальей Гончаровой.

В танце переплетается их нежность и ❤️‍🔥 страсть, танец наполнен красивыми переходами. А вот уже перед зрителями баллы в императорском дворце, ухаживания Дантеса и сплетни, вокруг него и Гончаровой. Бесенок танцует вокруг Пушкина, строя ему рожки, и намекая, что все общество видит, что происходит в этом любовном треугольнике.

Во 2 акте ярко запомнилась сцена бунта Емельяна Пугачева. Ведь судьба поэта, тесным образом сплетена с судьбой русского народа. Неистовый танец людей, готовых не глядя идти за Пугачевым и его вознесение над ними. Танец полностью передал неукротимый дух русского народа. И вот уже последний танец, самый нежный и трогательный.

Всю жизнь Пушкина сопровождают его Муза и его Любовь Наталья Гончарова. Они не соперницы тут, а союзницы, ведь Муза поэта расцветала, благодаря любви, бушующей в его сердце. Очень необычно для балета и придают ему свою изюминку, это вплетение в музыку стихов поэта и русских народных песен, которые Пушкин собирал. В этом балете главное тема это любовь ❤️и, поэтому мне кажется, что в балете не показана смерть поэта, потому что его любовь вечна ❤️, она живет в его стихах и передается нам из поколения в поколение❤️

Юлия П.
Смотрела показ спектакля на Новой сцене Большого театра, но хочу похвалить сам коллектив и постановочную труппу! Мистический балет «Пушкин. Сны после жизни» стал последним спектаклем, который успела выпустить художественный руководитель и балетмейстер Театра Наталия Касаткина.

К сожалению, Наталия Дмитриевна уже не сыграла в «Пушкине» придуманную ею для себя роль дочери Дантеса, которая должна была читать стихи поэта в спектакле. Вместо нее пушкинские строки читал ее сын – Иван Василёв. Кроме этого, в постановке принимал участие целый хор, который добавлял колорита во многие сцены. Жанр спектакля заявлен как «вокально-хореографическая симфония», и четкого хронологического сюжета по биографии Пушкина вы в нем не найдете. Хотя наиболее значимые моменты жизни поэта показаны очень точно.

Но все происходящее – словно не наяву: приукрашенное, наполненное яркими положительными и пугающими образами, и переплетающимися событиями. Вместе с Пушкиным (танцует Николай Чевычелов), царством музыки и танца, мы пройдем длинный путь от юного мальчика, который наслаждается балами и сладкими грезами о прелестных вакханках, и сильнейшей любовью к Натали, до потерявшего друзей-декабристов, уставшего от ревности, сплетен и интриг мужчины.

Конечно же, не обойдется и без прекрасной юной Музы (Галина Гармаш), которая бессменно сопровождала поэта на протяжении всей его жизни. И, конечно, нельзя не упомянуть о царственном императоре Николае I (Алексей Орлов) и его супруге Александре Федоровне (Александра Козлова). Кстати, она была покровительницей дерзкого Дантеса, роль которого блистательно исполнил Артем Хорошилов. Мистический элемент и предчувствие рока, который довлеет над Пушкиным, привносят сюрреалистичные сцены Метели и Бесов. А некое альтер-эго императора воплотил в себе герой «Капитанской дочки», нищий-Пугачев (Игорь Цыганков). Кстати, массовые народные сцены с ним – однозначно одни из самых сильных в спектакле. «Пушкин. Сны после жизни» - это магическое действо, симбиоз прекрасного танца, музыки, вокала и стихов, приправленный загадочной атмосферой.

Инесса С.
На прошедшей неделе на Новой сцене Большого театра с успехом прошла премьера обновлённого балета «Пушкин. Сны после жизни», в исполнении @kasvas.ballet,который Наталья Касаткина и Владимир Василёв специально готовили к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.
Весь спектакль гармонично соткан из балета и танца, стихов и пения. Музыку Андрея Петрова дополнили стихи Пушкина и русские народные песни, которые поэт собирал в деревнях.

Неслучайно Наталья Дмитриевна взяла за основу постановки не автобиографию поэта, а свои размышления и метафоры, решив показать Пушкина, человеком духовным и душевным, терзающимся своими мыслями и переживаниями, стоящим на распутье между реальностью и фантазиями. Метания поэта между светской жизнью и уединением, между реальной женщиной и внутренней музой, между любовью и творчеством…
Заслуженному артисту РФ - Николаю Чевычелову удалось не просто станцевать великого поэта, а перевоплотиться в человека, находящегося в постоянном поиске, и страдая из-за этого.

Статный и гордый поэт вмиг превращается в ранимого и нежного юношу, ослеплённого любовью и страстью. История взросления и становления поэта была представлена сценами из жизни Пушкина, начиная с окончания лицея и заканчивая той самой трагической историей любви.

Каждый актёр в этот вечер словно перенёс зрителя на 200 лет назад.
Восстание Пугачева(Игорь Цыганков) за спиной которого крестьяне и простые рабочие, это сцена наиболее меня покорила своей энергией, музыкой и мощью. Добавив хоровое пение, автором удалось передать русский дух и настроение того времени.

Воздушность и легкость в этом спектакле - это Муза (Галина Гармаш), которая была для Пушкина не только музой поэзии, но и музой любви.
Наталья Гончарова(Дарья Макарова) грациозная и статная, покорила зрителей своим танцем с пластичными движениями и плавными переходами.
Хочу отметить великолепные декорации, созданные сценографом Елизаветой Дворкиной, переливающиеся из одного цвета в другой, то накрывая героя туманной дымкой, то распыляя страсть яркими цветами. Воздушные полупрозрачные «шатры» скрывают мифических существ и реальных людей, как будто, смешивая в жизни и сознания поэта реальность и выдумку.

Наталья Никулина
Начало лета 1799 года подарило нам самого выдающегося литературного деятеля страны-Александра Сергеевича Пушкина.В этом году 6 июня празднование 225 лет со дня рождения великого писателя,как и принято уже не одним поколением,отмечается этот день с широким размахом.Почитателей не счесть, практически каждый театр ставит спектакли,приуроченные к юбилею,удивляя зрителей своим взглядом на произведения и жизнь поэта.
Блуждая по просторам интернета,перебирая афиши и отзывы, наткнулась на привлекательное название "Пушкин.Сны после жизни" в исполнении Театра Классического Балета ,да ещё и на новой сцене в Большом театре в постановке заслуженного балетмейстера Наталии Касаткиной ,к сожалению не дожившей до премьеры, и Владимира Василёва.

Оказавшись в роскошном здании,казалось бы совсем ещё молодом,но уже с достаточно богатой историей,ведь на сцене выступило огромное количество знаменитых артистов.Блуждала по залам, с жадностью рассматривала все,чтобы ни одна деталь не ускользнула от моего взора,а расположившись на удобном кресле уже непосредственно в зале и вовсе ахнула-величесвенная красота!

Открылся занавес,яркий свет озарил весь зал и на сцене показались изящные фигуры.Все внимание с первых минут ,бесспорно ,приковывал к себе Николай Чевычелов в роли А.С Пушкина,на главную роль его выбрали ,как по мне,не зря!Профессионал своего дела,чувствуется,что участие в постановке даётся легко,играет не только телом,но и душой.

Постепенно на подмостке возникают герои тем или иным образом связанные с жизнью писателя.Наталья Гончарова(Дарья Макарова)-знаковая женщина в судьбе поэта,то появляется,то исчезает,словно лёгкая тростиночка перемещается по сцене очаровывая всех вокруг,под ее чары попал не только Пушкин,но и Д’Антес (Артем Хорошилов),и даже ходили слухи об ее связях с императором Николаем первым (Алексей Орлов)!В последствии бесёнок (Виктор Кузнецов) задирает Александра Сергеевича ,как бы намекая на неверность его супруги.

Постановка смотрится с лёгкостью,не смотря на то,что это все же балет,но я поверила,что язык танца существует,глядя на картину приходит понимание всего,что хотел передать автор.А в мгновения,когда ,помимо симфонического оркестра «Новая классика» запевает хор,становится особенно захватывающе!Все эти цепи,огонь,бунтарский дух-невыносимо красиво!Знаменитый донской казак Емельян Пугачев в роли Игоря Цыганкова поразил всех наповал,это было видно и по реакции зрителей-все, затаив дыхание ,наблюдали над мастерством движения и отточенной атлетичной фигурой артиста.
Жизнь Пушкина к сожалению оказалась короткой,но она была яркой и насыщенной.В постановке "Пушкин.Сны после жизни" вся эта палитра эмоций прекрасно отражена,здесь его знаменитые произведения над которыми он трудился ,муза и злополучная дуэль.

Я испытала истинное наслаждение наблюдая над слаженной работой огромного коллектива,и без утайки скажу,благодаря таким постановкам огонек любви к балету разгорается во мне с новой силой.Желаю всем прочувствовать эти потрясающие эмоции!

Мария Соколова
Я долгие годы мечтала попасть на Новую сцену Большого театра, и вот моя мечта сбылась благодаря летним гастролям Театра классического балета, который показал в Большом свою премьеру: мистический балет «Пушкин. Сны после жизни». Кстати, он стал последним спектаклем, который успела выпустить художественный руководитель и балетмейстер Театра Наталия Касаткина.

К сожалению, Наталия Дмитриевна уже не сыграла в «Пушкине» придуманную ею для себя роль дочери Дантеса, которая должна была читать стихи поэта в спектакле. Вместо нее пушкинские строки читал ее сын – Иван Василёв. Кроме этого, в постановке принимал участие целый хор, который добавлял колорита во многие сцены.

Жанр спектакля заявлен как «вокально-хореографическая симфония», и четкого хронологического сюжета по биографии Пушкина вы в нем не найдете. Хотя наиболее значимые моменты жизни поэта показаны очень точно. Но все происходящее – словно не наяву: приукрашенное, наполненное яркими положительными и пугающими образами, и переплетающимися событиями.
Вместе с Пушкиным (танцует Николай Чевычелов), царством музыки и танца, мы пройдем длинный путь от юного мальчика, который наслаждается балами и сладкими грезами о прелестных вакханках, и сильнейшей любовью к Натали, до потерявшего друзей-декабристов, уставшего от ревности, сплетен и интриг мужчины. Конечно же, не обойдется и без прекрасной юной Музы (Галина Гармаш), которая бессменно сопровождала поэта на протяжении всей его жизни. И, конечно, нельзя не упомянуть о царственном императоре Николае I (Алексей Орлов) и его супруге Александре Федоровне (Александра Козлова). Кстати, она была покровительницей дерзкого Дантеса, роль которого блистательно исполнил Артем Хорошилов.

Мистический элемент и предчувствие рока, который довлеет над Пушкиным, привносят сюрреалистичные сцены Метели и Бесов. А некое альтер-эго императора воплотил в себе герой «Капитанской дочки», нищий-Пугачев (Игорь Цыганков). Кстати, массовые народные сцены с ним – однозначно одни из самых сильных в спектакле.

«Пушкин. Сны после жизни» - это магическое действо, симбиоз прекрасного танца, музыки, вокала и стихов, приправленный загадочной атмосферой нереальности.

ms_sunshine94
Балет «Пушкин. Сны после жизни» был создан Наталией Дмитриевной Касаткиной и Владимиром Юдичем Василёвым как классический авторский балет. Замечательную музыку к этому балету написал композитор Андрей Петров.
Перед коллективом труппы стоит сложная задача: возродить авторский балет в новом прочтении, и сохранить гармоничный симбиоз вечной классики, бессмертной поэзии Пушкина и лиричной, очень атмосферной и уместной музыки Андрея Петрова.
Я, как зритель и давний поклонник этого коллектива от всей души надеюсь, что труппа достойно выступит в Большом театре и покажет на премьере свой лучший, золотой состав, тем самым воплотив в жизнь замысел своих великих хореографов.
Рекомендую спектакль к просмотру. И, конечно, сама постараюсь попасть в Большой театр на премьеру.

АННА КАЛИНИНА
Балет не простой, но интересный. Со множеством интересных персонажей, некоторые из которых не всегда узнаваемы. Но после разъяснения - кто есть кто и что происходит на сцене, картинка, что называется, сложилась. И спектакль захотелось посмотреть ещё раз, зная о ком и о чём идёт речь.
Поэтому очень неплохо перед спектаклем прочитать либретто.
Спектакль затягивает. Даже в рабочем прогоне, без декораций, в отсутствие костюмов и грима исполнителей, при наличии некоторых непонятностей…. благодаря сочетанию прекрасной музыки и интересной хореографии он впечатляет, его хочется смотреть.
Музыка Андрея Петрова не всегда бывает простой. Например, балет «Сотворение мира», к его музыке надо было привыкать. А здесь этого не понадобилось, музыка чудесная!
Очень удачно, можно даже сказать - логично, в музыку вписан вокал и слова. Балет однозначно заслуживает внимания!

ЕЛЕНА СЕВАЛЬНЕВА
Вчера мне посчастливилось присутствовать на прогоне спектакля "Пушкин. Сны после жизни" - Театра Классического балета под управлением Наталии Касаткиной и Владимира Василёва. Музыка к балету была написана композитором Андреем Петровым, который не в первый раз сотрудничал с Театром классического балета. В спектакле очень удачно объединились несколько видов искусства: музыка, поэзия и балет. Было необыкновенно интересно наблюдать за рождением, вернее, за возрождением спектакля, который был поставлен более двадцати лет назад. К сожалению, бессменный руководитель и душа театра Касаткина Наталия Дмитриевна ушла из жизни в марте этого года и театр готовит этот спектакль ко дню её памяти.
Перед артистами стоит задача приложить всё силы в восстановлении балета с очень непростой, но такой интересной хореографией.
Конечно мы придём, чтобы поддержать любимых артистов и отдать дань памяти великому хореографу - Наталии Дмитриевне Касаткиной.

ОЛЬГА НЕКЛЮДОВА
Краткое содержание спектакля
Метель — Бесы – Предчувствие судьбы
Сто тринадцатая и роковая любовь Гения – Натали
Натали — д’Антес
Побег от настоящего:
Муза — Беспечная юность — Казнь друзей Натали — Император
Бремя царской милости: Балы — Интриги — Травля — Ревность
Бунт восставшей души — Пугачевщина
Любовь — Прощение — Уход в Бессмертие
На премьере в Большом театре роли исполняли:
  • Пушкин, литератор, стремится стать советником Императора — Заслуженный артист России Николай Чевычелов
  • Натали, его жена — Лауреат международных конкурсов Дарья Макарова
  • Сестра Натали, Катерина, будущая жена Дантеса — Виктория Горбачева
  • Александрина, поклонница Пушкина, в будущем фрейлина Императрицы — Лауреат международного конкурса Марина Волкова
  • Геккерен, голландский посланник — Заслуженный артист России Сергей Белорыбкин
  • Жорж д’Антес, кавалергард, приёмный сын Геккерена — Артем Хорошилов
  • Император Николай I, личный цензор Пушкина — Алексей Орлов
  • Императрица Александра Фёдоровна, покровительница д’Антеса — Александра Козлова
  • Муза — Лауреат международных конкурсов Галина Гармаш
  • Нищий. Он же Пугачев — Игорь Цыганков
  • Безумец — Дмитрий Догудовский
  • Бесенок — Виктор Кузнецов
  • Дядька Никита — Александр Пушкарев
  • Театр: Истомина — Николь Каррара (Италия), её партнер —Гаджимурад Дааев
  • Друзья поэта, пугачевцы, гости на балу, вакханки — артисты театра