Щелкунчик
Какой Новый Год может быть без «Щелкунчика»? Он вошел в традиционный «рождественский набор» вместе с запахом мандаринов и хвои, боем курантов и предвкушением подарков.
ЩЕЛКУНЧИК
Какой Новый Год может быть без «Щелкунчика»? Он вошел в традиционный «рождественский набор» вместе с запахом мандаринов и хвои, боем курантов и предвкушением подарков.

В своей версии балета «Щелкунчик» Касаткина и Василёв, бережно сохранили хореографические шедевры, но при этом постарались восстановить причудливый гофмановский сюжет, узнаваемые характеры и самое главное, гофмановский юмор.


Например, в балет вернулась комическая и одновременно страшная парочка — королева Мышильда и её семиглавый сыночек, который страстно желает взять Мари в жены.


Еще детьми в хореографическом училище Наталия Касаткина и Владимир Василёв участвовали в «Щелкунчиках» Большого театра. Юные танцовщики поняли уже тогда: далеко не все детали сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» вошли в балет.

«Щелкунчик» – это настоящая танцевальная феерия, в которую гением Чайковского включены ароматы со всего мира!

Традиционный балет «Щелкунчик» выстроен по канонам 19 века: центральное место в нем занимают «танцы ради танцев», а сюжет отходит на второй план. Весь первый акт занимает новогодний праздник, причем, танцы по большей мере бытовые, с элементами пантомимы. Пиршество хореографии происходит только в финале, на свадьбе Мари и Принца.


Более всего постановщики сосредоточились на истории самой Мари, главной героини сказки Гофмана и её близких. Детство девочки окружено любовью: от влюбленной старшей сестры Луизы и ее жениха Ганса до бабушки и дедушки, которые пронесли свое трогательное чувство через всю жизнь. В волшебную новогоднюю ночь Мари прощается с миром детства и оказывается на пороге юности, с новыми надеждами и первой любовью в сердце.

Обычно «Щелкунчик» заканчивается происходящей во сне свадьбой Мари и Принца, но у Касаткиной и Василёва история на этом не заканчивается. Мари просыпается и понимает: что-то навсегда изменилось в ней в эту волшебную ночь. И тут крестный Дроссельмейер приводит в гости своего племянника, который почему-то ужасно напоминает Принца из сна Мари. Молодые люди завороженно идут навстречу друг другу… Занавес!
«Щелкунчик» уже давно стал частью мировой культуры, и именно с него начинается для большинства детей знакомство с миром танца. Поэтому для каждой балетной труппы очень важно иметь в репертуаре этот шедевр мировой классики и заботиться о высоком уровне его исполнения! И хотя отступать от привычной версии хореографы решаются не часто, у каждого театра он приобретает свои особенные черты и краски.

Не могли отказать себе в особом взгляде на знакомую сказку и постановщики «Щелкунчика» в Театре классического балета Наталья Касаткина и Владимир Василёв. С большим уважением и любовью к известной версии Василия Вайнонена, они сочинили свой спектакль, оставив в сохранности его шедевры хореографии. Рассказывать живые истории и раскрывать драматургию спектакля – отличительная черта их творческого почерка.

Так и здесь, известной сказке Гофмана они постарались вернуть то, что осталось за рамками либретто. У них появляются новые персонажи, такие, например, как сестра главной героини Луиза и ее жених, королева Мышильда и ее семиглавый сын! А история Мари, ее взросление, становится главной линией сюжета.

Балет прекрасен тем, что находит своих адресатов в зрителях любого возраста. Очень простые ценности, но при этом самые важные, идущие из детства, семьи, тепла и любви близких, понятны и совсем маленьким зрителям, и повзрослевшим детям, не зависимо от того, сколько им лет. Игрушки, снежинки, серьезная мышиная война, экзотический колорит разных стран: все это вовлекает и очаровывает. И как вершина истории – свадьба Мари и Принца, классическое па-де-де и Вальс – один из главных символов классического балета!


Эталонный пример требует эталонного исполнения. Профессиональное мастерство солистов и артистов нашего театра дает зрителям возможность увидеть хореографию в том качестве, которого можно добиться только в постоянной балетной труппе, располагающей прекрасными педагогами и возможностями для репетиционного процесса.


Балет в 2-х действиях, пяти картинах, с прологом и эпилогом
Либретто: Наталия Касаткина и Владимир Василёв
Хореография: Василий Вайнонен, Наталия Касаткина и Владимир Василёв
Декорации и костюмы: Елизавета Дворкина

Продолжительность: 1 час 40 минут (один антракт)

0+

Спектакль великолепный! Полное слияние музыки и танца. Нам подарили праздник. Спасибо!

ЕЛЕНА
Были на Щелкунчике семьей. На одном дыхании. Замечательные артисты, большое спасибо! Понравилось даже сыну 6 лет, у которого совершенно другие интересы. Жаль, буфет не работал. Замечательная постановка для семейного вечера!

ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА САМОХВАЛОВА
Ходила на Щелкунчик Касаткиной и Василёва в Центр оперного пения Вишневской, осталась под огромным впечатлением!
Балет очень насыщенный, нескучный, красивые и яркие костюмы, шикарная хореография, все было очень здорово! Зал очень уютный, думаю, для семейного просмотра с детьми этот балет - идеальный вариант перед Новым годом.

АНАСТАСИЯ
Отличный коллектив! Сходить на их балет одно удовольствие. Есть спектакли и для взрослых, и для деток.

EITHER_OR
Я смотрела несколько спектаклей Театра, и все, что видела - понравилось! Знакомство началось с балета "Ромео и Джульетта" в Кремлевском дворце - масштабная, потрясающе красивая постановка! В тот вечер партию Джульетты исполняла Екатерина Березина - великолепная балерина, я осталась под впечатлением! Затем зимой смотрела спектакль "Щелкунчик" - выходила из зала с улыбкой на губах и в мечтательном настроении :) Но мой фаворит пока - балет "Жизель". Не хватит хвалебных слов, чтобы описать красоту постановки, браво!

НАТАЛЬЯ А.
Хороший балет в лучших традициях классического балета.
Невероятно красивые декорации и костюмы. Благодаря им попадаешь в настоящую сказку. Очень интересные световые эффекты и решения.
Я этот балет люблю давно и смотрела в разных постановках, а для дочки это был первый опыт.
Она в восторге.

OLLY_RU
Правильно написали в одном из отзывов, что для первого знакомства детей с балетом как раз то, что надо. На сайте театра заявленный возраст 0+. Это, конечно, не так. Дети должны быть в меру подготовлены: хотеть смотреть и слушать, и уметь вести себя тихо. Некоторым детям последнее дается с трудом.
Насчет тишины – отдельный комментарий, так как вокруг были и те, кто позволяли себе в абсолютной тишине и в совершенно неподходящий момент комментировать в полный голос происходящее.

Мои дети (7 и 10 лет) на балет шли осознанно. Это было их желание – не мое – увидеть все собственными глазами, а именно: как балерины танцуют на кончиках пальцев, как делают такие высокие прыжки, вращения. Кое-какие элементы девочки пытались повторить позже сами). Во время представления, чтобы давать детям необходимые пояснения по сюжету (а без пояснений не всегда было бы понятно, что именно в данный момент происходит), я молча показывала детям фразы из либретто, тем самым никого не отвлекая разговором.
И перед спектаклем рекомендую все же ознакомиться с программкой, даже если ребенок хорошо помнит сказку.

Теперь о самом представлении «Щелкунчик» Касаткиной и Василева в театре «Новая Опера». Красиво и сказочно! Я воздержусь от сравнения с постановками других театров, так как не являюсь балетным критиком. Нам понравилось! Считаю, что не обязательно ждать Нового года, чтобы насладиться этой красотой. Красотой музыки, красотой танцев. Танцы действительно, были очень красивые. Особенно во втором действии.

Второе действие более понятное, более красочное, к тому же самые известные мелодии звучат как раз во втором действии. И это хорошо, так как ко второму действию некоторые дети уже начинают уставать (спектакль ведь вечерний), проявлять нетерпение, но красота происходящего на сцене не дает им отвлекаться.

Младшей дочке понравилась главная героиня Мари (дочь ее называла принцессой), Кукла (уж очень правдоподобно она держала кукольную позу) и Трубочист (смешной). А на меня со старшей дочерью огромное впечатление произвела Мышильда (в исп. Александры Кудряшкиной). Балерина бесподобная! Хрупкая, но сильная, очень артистичная. Каждый ее выход был замечателен. Отдельно также хочется отметить Испанский, Восточный и Китайский танцы (все они происходили в волшебном городе второго действия) – после каждого танца зрители благодарно аплодировали и слышались крики «браво». Зрелище завораживающее.

Зал был полон. Детей дошкольного и младшего школьного возраста процентов 10. Зал с удобными мягкими креслами, подъем хороший. О видимости с дальних рядов не могу сказать, так как мы сидели на первом ряду (очень не хотелось, чтобы в первое знакомство детей с балетом им что-то загораживало обзор), но скорее всего, обзор должен быть отовсюду хороший. Кстати, на первом ряду голову задирать не приходилось даже младшей дочери, так как бортик перед оркестровой ямой обзор не загораживал, а сцена на достаточном расстоянии.

В театре красивое фойе, в гардеробе без вопросов принимают сумки и зонтики, в туалет очередь не очень большая. После представления приятно прогуляться по парку, можно ненадолго заглянуть на детскую площадку (что мы и сделали, несмотря на поздний час).

ИРИНА ГРИШИНА
Великолепный балет. Очень дорогие декорации и костюмы. Блестящий состав. Отточенная техника для показа русского балета на западе. Обязательно надо сходить. Лучше с детьми. Они будут в восторге.

ДИМА СЛОБОТЧИКОВ
Были на балете "Щелкунчик" в Новой опере с сыном. Понравилось и мне и ребенку. Думаю, что для знакомства ребенка с балетом - это идеальный вариант.
Балет представлен во всей своей красе. Это классический балет, в то же время ребенку вполне понятно о чем представление. Правда мы подготовились и прочли сказку перед спектаклем. Надо заметить, что данный балет поставлен точно по книге. Так что ребенок без проблем опознал всех героев и понял все сцены.
Костюмы красивые, декорации тоже. Умилило присутствие маленьких балерин. Думаю, девочки-зрительницы после этого просились в балет. Сам театр тоже понравился. В антракте побегали по лестницам. Очень красиво все оформлено.

KOSH_EL
Вчера 4 января увидела Щелкунчик в МИСИС. Была очарована! Музыка Чайковского у нас в крови, родная стала! На нашей свадьбе звучал Вальс Цветов. Слышать её одно удовольствие! И видеть, как танцуют артисты балета - двойное удовольствие! Восхитило исполнение Мышильды! Эта дивная грация, пластика, великолепный шпагат! Яркий персонаж.
Мари в исполнении Галины Гармаш - просто невероятное ЧУДО! Она так танцует, словно не по сцене, а над сценой!!! Хрустальна, нежна, невероятно волшебна! Была в таком невероятном восторге от увиденного, что ночью спала, а в голове играла музыка из Щелкунчика.
Сегодня, 5 января решили повторить, сын-подросток составил мне компанию. Исполнители Мари и Щелкунчика были другие артисты, но тоже хороши! Сидели уже не в партере, а в амфитеатре. Интересно посмотреть уже знакомый спектакль с другого ракурса. Снова волшебная музыка! Это восторг! Это - праздник!
Лучше Щелкунчика в Новый год может быть 2 Щелкунчика!

ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
Вчера, 7 февраля, мы с дочкой посмотрели спектакль "Щелкунчик" Н. Касаткиной и В. Василева в Кремлевском дворце. Представление незабываемое.

Поднимается занавес, и просто замираешь от красоты – волшебные декорации, красочные костюмы, сами танцоры (актеры) сразу погружают в события. Начинается все с зимних забав, потом показывается прием гостей в доме. Далее все по сказке. Первый акт проходит незаметно.

А второй наш самый любимый – каждый танец – новая радость и удовольствие, особенно испанский, арабский и китайский. И, конечно, вальс цветов! Его можно слушать и смотреть бесконечно!

Впечатлений много, однозначно стоит того, чтобы сходить и посмотреть.

EVRA
Поскольку дочь давно хотела увидеть балет «Щелкунчик» мой выбор пал именно на эту постановку в исполнении Театра Классического балета, о чем я совершенно не пожалела.

С первых же минут мы были очарованы действом, происходящим на сцене и погрузились в сказку.

Удивительные многослойные декорации и изумительные сверкающие костюмы погружают зрителя в атмосферу праздника и волшебства.

Одним из самых запоминающихся стал костюм семиглавого мышиного короля. Интересным для нас стало и решение с главным героем сказки - Щелкунчиком, он предстал перед нами в виде куклы, прикреплённой к танцору.

Самое же яркое впечатление произвели моменты с участием деток. Просто не возможно не улыбаться, когда маленькие очаровательные мышата выходят на сцену!!!

Стоит ли говорить о прекрасной музыке П. И. Чайковского в исполнении симфонического оркестра! Вообщем мы с Лерой получили максимум положительных эмоций от просмотра «Щелкунчика» в исполнении Театра классического балета! Это действительно потрясающее представление, которое просто не может оставить равнодушным!!!

НИНА ЖЕЛЕЗНОВА
Видимо у меня уже традиция для первого знакомства детей с балетом выбирать именно "Щелкунчик". Для этого выбора много причин: во-первых, потрясающая волшебная музыка Чайковского, во-вторых, сказочный сюжет, в-третьих хореография Василия Вайнонена.
В прошлый четверг мы побывали с Катей на балете "Щелкунчик" театра Классического балета Н. Касаткиной и В. Васильева в Кремлевском Дворце Съездов.
Саму площадку КДС я люблю не очень, мне нравятся более камерные сцены, но надо отдать должное, что создатели балета учли специфику зала и сумели воссоздать на сцене пространство волшебства и новогодних чудес.
Балет "Щелкунчик", да и сама сказка ассоциируется с новогодними праздниками и Рождеством. Но не думаю, что стоит так упираться в даты, ведь дети ждут волшебства в любое время года.
Когда после увертюры раскрылся занавес, многие зрители ахнули - декорации поражают своим богатством и реалистичностью. Вообще, в этом балете традиционно очень красивые костюмы. Сколько смотрела "Щелкунчиков", всегда была восхищена и костюмами, и убранством сцены. Каждый режиссер придумывает свои ходы, чтобы увлечь зрителя в волшебный мир Гофмана. Здесь мне очень понравилась елка, дом Штальбаума.
Существует несколько постановок этого балета, например, у Григоровича получилась философская притча о недостижимости идеального счастья. В его варианте Маша (Мари) в финале снова просыпалась в своей комнате - все приключения лишь сон. Но я никогда не любила эту постановку, хотя и понимаю, что наверное, этот вариант наиболее близок к замыслу Чайковского и лучше всего отражает те драматические ноты, которые звучат в музыке. Однако, ребенком я мечтала о чуде, мне не верилось, что такие приключения лишь иллюзия, растаявшая на утро.
Поэтому мне гораздо ближе и созвучнее моим мыслям история, рассказанная Вайноненом. Он убрал все трагические ноты, оставив идеальную детскую сказу, в которой в финале Маша взрослеет и встречает своего Принца. Ничего не могу поделать, мне нравится верить в чудеса, даже став взрослой.И мне кажется, этому очень важно научить детей: что не надо бояться мечтать, надо верить, что в жизни могут исполниться даже самые невероятные мечты!
"Щелкунчик" стоит особняком в творчестве Чайковского. Мне кажется, это самый "хитовый"; балет композитора: все знают "Вальс цветов", наверняка многие также не раз слышали дивертисмент из этого балета (испанский танец, арабский танец, китайский танец, трепак, танец пастушков, Мамаша Гигонь и паяцы).
Я считаю, что к таким походам нужно готовить. Как только я узнала, что мы идем на балет, перечитали с дочкой сказку, также я ставила ей послушать "Танец цветов", показывала отрывки из спектакля, настраивала на поход. Для маленькой зрительницы этот вечер стал по-настоящему сказочным. Она тоже готовилась, выбирала наряд как на бал, очень ждала этот день.
Мы сидели не близко (25 ряд), но видно и слышно все было достаточно хорошо. Особенно трогательно, когда на сцену выходили маленькие артисты. Участие детей в спектакле создает ощущение семейного спектакля, это так мило! Мышата всех покорили!
Стоит ли говорить, что дочка была в полном восторге! Она очень внимательно смотрела, задавала вопросы, переживала за героев.
Мы планируем сходить и на другие постановки, в планах показать дочери также балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Золушка".

АННА