В своей версии балета «Щелкунчик» Касаткина и Василёв, бережно сохранили хореографические шедевры, но при этом постарались восстановить причудливый гофмановский сюжет, узнаваемые характеры и самое главное, гофмановский юмор.
Например, в балет вернулась комическая и одновременно страшная парочка — королева Мышильда и её семиглавый сыночек, который страстно желает взять Мари в жены.
Еще детьми в хореографическом училище Наталия Касаткина и Владимир Василёв участвовали в «Щелкунчиках» Большого театра. Юные танцовщики поняли уже тогда: далеко не все детали сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» вошли в балет.
Традиционный балет «Щелкунчик» выстроен по канонам 19 века: центральное место в нем занимают «танцы ради танцев», а сюжет отходит на второй план. Весь первый акт занимает новогодний праздник, причем, танцы по большей мере бытовые, с элементами пантомимы. Пиршество хореографии происходит только в финале, на свадьбе Мари и Принца.
Более всего постановщики сосредоточились на истории самой Мари, главной героини сказки Гофмана и её близких. Детство девочки окружено любовью: от влюбленной старшей сестры Луизы и ее жениха Ганса до бабушки и дедушки, которые пронесли свое трогательное чувство через всю жизнь. В волшебную новогоднюю ночь Мари прощается с миром детства и оказывается на пороге юности, с новыми надеждами и первой любовью в сердце.
Балет прекрасен тем, что находит своих адресатов в зрителях любого возраста. Очень простые ценности, но при этом самые важные, идущие из детства, семьи, тепла и любви близких, понятны и совсем маленьким зрителям, и повзрослевшим детям, не зависимо от того, сколько им лет. Игрушки, снежинки, серьезная мышиная война, экзотический колорит разных стран: все это вовлекает и очаровывает. И как вершина истории – свадьба Мари и Принца, классическое па-де-де и Вальс – один из главных символов классического балета!
Эталонный пример требует эталонного исполнения. Профессиональное мастерство солистов и артистов нашего театра дает зрителям возможность увидеть хореографию в том качестве, которого можно добиться только в постоянной балетной труппе, располагающей прекрасными педагогами и возможностями для репетиционного процесса.
Продолжительность: 1 час 40 минут (один антракт)
0+
В канун Рождества гости собираются у Штальбаумов. В уютной гостиной все готово к празднику: в центре комнаты возвышается нарядная елка, под ней громоздятся пестрые рождественские подарки. Елка вспыхивает цветными огоньками, а Мари и Фриц, дети Штальбаумов, радостно принимаются рассматривать новые игрушки.
Взрослые подготовили ребятам еще один подарок. В костюмах и масках они разыгрывают сказочный спектакль про принца, который по вине злых мышей превратился в уродливого Щелкунчика.
Чуткая Мари прониклась состраданием к бедному юноше и бросилась защищать его, но под маской принца оказался лишь Дроссельмейер, крестный детей Штальбаумов.
Чтобы утешить впечатлительную девочку, крестный преподносит Мари и Фрицу свои подарки — чудесных кукол, которые ходят и танцуют, как живые. Среди них — забавный и нескладный Щелкунчик. Мари узнала в деревянном человечке принца из сказки и сразу полюбила его. Заигравшись, Фриц нечаянно ломает игрушку, но добрая девочка утешает «раненого» Щелкунчика и бережно кладет его под елку к остальным игрушкам.
Праздничный ужин завершается объявлением о помолвке Луизы, старшей сестры Мари и Фрица. Влюбленные жених и невеста принимают всеобщие поздравления. Впереди у них огромная и полная радостных событий жизнь! Даже бабушка и дедушка Штальбаумы пришли благословить внучку: свою любовь они пронесли через всю жизнь и теперь желают того же молодым. Гости давно разошлись, а домочадцы легли спать. Мари прокрадывается в темную гостиную, чтобы проведать своего любимца Щелкунчика.
Вдруг елка загорается таинственным светом, а сидящие под ней куклы оживают. Часы бьют полночь, и с финальным ударом из-под елки одна за другой выглядывают мыши. Окруженная свитой шествует королева Мышильда, а следом — ее семиглавый сынок. Принц Мышей хватает за руки оробевшую от страха Мари и пытается увлечь за собой, но девочке удается ускользнуть. Тогда вперед выступает Мышильда: она присмотрела хорошенькую Мари в невесты своему сыночку.
На подмогу девочке спешит Щелкунчик во главе игрушечного войска. Отважный полководец вступает в бой с мышиным воинством и пронзает Принца Мышей саблей.
Разъяренная Мышильда бросается на Щелкунчика, но Мари, защищая своего любимца, кидает в мышиную королеву подушку.
Поверженные мыши разбегаются, а Мари спешит к неподвижно лежащему Щелкунчику. На глазах у девочки случается чудо: нескладный деревянный человечек превращается в прекрасного принца! Заклятие, которое превратило юношу в Щелкунчика, наконец снято.
Мари и Принц, уже полюбившие друг друга, оказываются на волшебной заснеженной поляне. По знаку крестного Дроссельмейера, который сопровождает Мари в ее волшебном видении, снежинки танцуют вальс в честь влюбленных.
Счастливый сон Мари продолжается, но опасность еще не миновала. Коварная Мышильда следует за влюбленными по пятам, а Дроссельмейер гонит ее прочь.
Наконец Принц и Мари оказываются у ворот волшебного города сластей Конфитюренбурга. Здесь Мышильда настигла влюбленных, но Принц бесстрашно принимает бой и побеждает ведьму.
По знаку Дроссельмейера вспыхивает волшебное сияние, и счастливая пара вступает в Конфитюренбург. Жители волшебного города торжественно встречают наших героев и устраивают для них необыкновенный праздник. На балу танцуют Шоколад, Кофе, Чай, а вслед за ними — Дед Мороз, Снегурочка и Снеговик, Пастушки и Трубочист.
В общем веселье Дроссельмейер пускается в пляс вместе с жителями Конфитюренбурга, чьи платья и камзолы очень похожи на взбитые сливки. Помолвка Мари и Щелкунчика принца завершается пышным вальсом…
Миновала рождественская ночь, а вместе с ней растаял волшебный сон Мари. Начался обычный новый день. В уютной гостиной Фриц играет с куклой Щелкунчиком, но Мари не хочется играть. Что-то навсегда изменилось в эту волшебную новогоднюю ночь. В гости пришел Дроссельмейер, но не один, а в компании странно знакомого молодого человека. Этот юноша, племянник крестного, как две капли воды похож на Принца из сна Мари, и девушка заворожено идет навстречу молодому Дроссельмейеру. Детство закончилось, наши герои стоят на пороге юности, и кто знает, что ждет их впереди?