ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Мы используем cookie
Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Понятно, спасибо
СОТВОРЕНИЕ МИРА
Один из самых известных балетов ХХ века и настоящий любимец публики!
СОТВОРЕНИЕ МИРА
Один из самых известных балетов ХХ века
и настоящий любимец публики!
Поставленный в 60 странах мира спектакль с полувековой историей до сих пор удивляет смелой авангардной хореографией, а музыка Андрея Петрова будоражит воображение как любителей академической музыки, так и поклонников джаза и рока.

Премьера легендарной работы Касаткиной и Василёва прошла в Мариинке в 1971 году: чтобы получить возможность станцевать главную роль Михаил Барышников срочно «вылечил» свою сломанную ногу, которую придумал, лишь бы не играть в другой постановке.

Уже после его побега из СССР министр культуры назовет роль Адама в «Сотворении мира» «первым шагом Барышникова к падению».
«Сотворение мира» Касаткиной и Василёва: легенда XX века
Барышников после нашего балета стал по-настоящему знаменитым. Его зажимали, а он был фантастическим танцовщиком. Барышников обогатил природу театра, он открыл в драматической персоне подтекст, который делает очевидным внезапный жест. Герои Барышникова не только говорят, но и кричат, и шепчут молча. Владимир Василёв придумывал прыжки, которые стали по всему миру называться «прыжками Барышникова».
— Наталия Касаткина
Барышников после нашего балета стал по-настоящему знаменитым. Его зажимали, а он был фантастическим танцовщиком. Барышников обогатил природу театра, он открыл в драматической персоне подтекст, который делает очевидным внезапный жест. Герои Барышникова не только говорят, но и кричат, и шепчут молча. Владимир Василёв придумывал прыжки, которые стали по всему миру называться «прыжками Барышникова».
— Наталия Касаткина

Впрочем, вопросы к новаторскому балету были у чиновников ещё до премьеры. По мнению членов комиссии, на Адама и Еву следовало «надеть юбочки». Также худсовет в своём заключении потребовал убрать из постановки «30-градусный секс». Что именно подразумевали чиновники, постановщики так и не поняли. Даже сегодня «Сотворение мира» по чувственности и эротизму смотрится смело, если не провокационно.

Смешению классического балета со свободной пластикой «Сотворение мира» во многом обязано партитуре. Великий мелодист композитор Андрей Петров, известный в первую очередь по своим работам для кино, соединил академическую музыку с джазовыми приемами и даже роком.

Для балетной вариации библейского сюжета Наталия Касаткина и Владимир Василёв черпали вдохновение одновременно во фресках Сикстинской капеллы, в детской пластике их сына Ивана и в рисунках Жана Эффеля. Его веселые картинки были широко растиражированы в Советском Союзе: очень добрый Бог, смешной бородатый Адам, такой француз, и милая наивная красотка Ева. Касаткина и Василёв использовали в своем балете рисунки, образы и позы из эффелевских комиксов.

Они поставили спектакль, где удивительной красоты и лиричности сцены сочетаются с комическими пантомимами, на которых зрители не могут сдержать смеха. Но вместе с тем «Сотворение мира» остаётся тонкой, знакомой каждой семье, историей взросления и перехода в мир, где вчерашних детей взамен заботы и опеки родителей ждут настоящие испытания, многочисленные искушения и чудо новой жизни – их собственные дети.

Сегодня спектакль Касаткиной и Василёва — общепризнанная классика балетного искусства. Лучшие театры мира брали его к постановке более 60 раз. Среди балетоманов «Сотворение мира» считается обязательным к просмотру наравне со «Щелкунчиком» или «Лебединым Озером»

Здесь сошлось всё: и вечная тема появления человечества, вызывающая неиссякаемый интерес, и сценография именитого театрального художника Иосифа Сумбаташвили («Золотая маска» в номинации «Честь и достоинство»), и музыка Андрея Петрова, в которой различаются мазки барокко, джаза, алеаторики, сонористики и песенных традиций, и хореографические полистилистика, улыбки и удачи.

Балет в двух действиях
Постановка, хореография, либретто: Наталия Касаткина и Владимир Василёв
Художник: Иосиф Сумбаташвили
Музыка: Андрей Петров
Продолжительность: 1 час 40 минут (один антракт)