ИСТОРИЯ ТЕАТРА
ИСТОРИЯ ТЕАТРА
1966 год
Рождение труппы под названием Хореографический концертный ансамбль СССР «Молодой балет», при содействии Министерства культуры СССР.

Возглавил её прославленный Игорь Моисеев. Репертуар включал тогда фрагменты из классических балетов и хореографические миниатюры в постановке Голейзовского, Мессерера и самого Моисеева.
1971 год
В 1971 году труппа получила новое название — Концертный ансамбль СССР «Классический балет», а также нового художественного руководителя — Юрия Жданова.

Репертуар пополнили фрагменты из балетов классического наследия и собственные постановки Жданова — одноактные балеты и хореографические миниатюры.
1977 год
Из Большого театра пришли новые художественные руководители — лауреаты Государственной премии СССР Народный артист России Владимир Василёв и его жена, Народная артистка России Наталия Касаткина.

С этого времени начинает изменяться репертуар труппы — вместо концертных программ и одноактных балетов ставятся полномасштабные спектакли.
Народные артисты России, лауреаты Государственной премии — Наталия Касаткина и Владимир Василёв создали 3 балета и 1 оперу в Большом театре, 2 балета и 2 оперы в Мариинском и 23 балета в своем Государственном академическом театре, не считая постановок на других российских и зарубежных сценах, в том числе оперу «Пётр I», для которой они написали стихотворное либретто.

Авторский балет хореографов-постановщиков внёс значительный вклад в развитие такого направления как «Classic to day» — классика в современном прочтении — в мировом балетном искусстве. Сегодня многие театры с большим успехом ставят спектакли с их хореографией, режиссурой и либретто.
Народные артисты России, лауреаты Государственной премии — Наталия Касаткина и Владимир Василёв создали 3 балета и 1 оперу в Большом театре, 2 балета и 2 оперы в Мариинском и 23 балета в своем Государственном академическом театре, не считая постановок на других российских и зарубежных сценах, в том числе оперу «Пётр I», для которой они написали стихотворное либретто.

Авторский балет хореографов-постановщиков внёс значительный вклад в развитие такого направления как «Classic to day» — классика в современном прочтении — в мировом балетном искусстве. Сегодня многие театры с большим успехом ставят спектакли с их хореографией, режиссурой и либретто.
Наталия Дмитриевна Касаткина
(7 июня 1934, Москва — 13 марта 2024, Москва)

Артистка балета и балетмейстер, солистка Большого театра (1954—1976). Начиная с 1977 года и до конца жизни вместе с мужем, танцовщиком Владимиром Василёвым, руководила Театром классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва. Народная артистка РСФСР (1984).


Родилась 7 июня 1934 года в Москве в семье инженера Д. А. Касаткина, представителя известного московского купеческого рода, и детской писательницы Анны Кардашовой.


В 1953 окончила Московское хореографическое училище (педагог Суламифь Мессерер).


В 1954—1976 годах — солистка балетной труппы Большого театра. Исполняла партию Фригии в балете «Спартак», а также характерные танцы в балетах «Лебединое озеро», «Раймонда», «Золушка», «Дон Кихот», «Весна священная», «Кармен-сюита».


Начиная с 1960-х годов, работала как балетмейстер, ставя спектакли вместе с мужем, Владимиром Василёвым.


Во времена оттепели в 1965 году первой из постановщиков в СССР обратилась к музыке Игоря Стравинского, поставив его «Весну священную» в Большом театре.


В 1977 году была назначена главным балетмейстером концертного ансамбля «Классический балет». С тех пор Касаткина и Василёв были бессменными художественными руководителями этой труппы, с 1992 года носящей название Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва».


Провела на телевидении цикл передач, посвящённых балету.

Владимир Юдич
Василёв
(8 февраля 1931, Москва — 24 августа 2017, Москва)

Балетмейстер, руководитель Государственного театра классического балета, который возглавлял вместе со своей женой, Наталией Касаткиной. Народный артист Российской Федерации (1995).


Родился в Москве в семье врачей — Юды Моисеевича Старошкловского и Евгении Константиновны Василёвой, заведующей физиотерапевтическим отделением. Тётя (сестра отца) — врач и литератор Роза Моисеевна Старошкловская, автор книги для детей «Из жизни Раисы» (1972) и трудов в области сосудистой хирургии, доцент кафедры общей хирургии Первого Московского медицинского института.


Во время войны семья какое-то время жила в эвакуации. В 1943 году, вернувшись в Москву, Владимир поступил в ансамбль Игоря Моисеева и — одновременно — в хореографическое училище при Большом театре. Однако по недоразумению его имени не оказалось в списке принятых в ансамбль, и он начал учиться в училище.


В 1949 году Владимир Василёв стал артистом Большого театра, где занимался в классе Асафа Мессерера. Также по настоянию родителей он поступил на актёрский факультет ГИТИСа, который окончил в 1953 году с дипломом артиста кино и драмы. Окончил Василёв и курс молодых сочинителей у Николая Каретникова при Союзе композиторов.


Постепенно артист начал ставить концертные номера для солистов Большого театра, а затем и сочинять целые балеты. В это время (с 1954 года) у него сложился творческий союз с солисткой Большого театра, ученицей Марины Семёновой Наталией Касаткиной (1934—2024), которая вскоре стала его женой.


Вместе они поставили на сцене Большого балет «Ванина Ванини» на музыку Николая Каретникова (1962), за ним последовали такие балеты, как «Героическая поэма» («Геологи», 1964, музыка Николая Каретникова), «Весна священная» (музыка Игоря Стравинского, 1965), «Тристан и Изольда» на музыку Pихарда Вагнера (1967), «Прелюдии и фуги» на музыку Иоганна Себастьяна Баха (1968), «Наш двор» (музыка Тихона Хренникова, 1970), и др.

ДВОЕ
В 1995 году фильм «Двое» стал лауреатом III Сычуаньского международного телевизионного фестиваля «Золотая панда» (SCTVF). Чэнду, Китай.
Исповедь идиотов
В основе фильма рассказ о личной жизни и творческих планах прославленной балетной пары.
  • Наталия Касаткина
    Из интервью
    — Мы всегда бешено просто волнуемся на своих спектаклях, теряем килограммы и рассудок. Каждый раз, когда сидим в зале — протанцовываем весь балет, и не только с солистами, а с каждым. Иногда даже мышцы начинают болеть.

    — Балет — это искусство очень интимное, передаваемое непосредственно от человека к человеку — другого способа научиться нет. Показать — это не просто сделать физическое движение. Ты вкладываешь в движение душу, чтобы артист увидел со стороны образ, который должен найти…

    — Артисты балета — это искусственно выведенная порода людей: танец, музыка должны быть в крови. Ну и колоссальный самоотверженный труд, конечно.

    — Харизматические лидеры? — если считать, что харизма включает в себя способность вдохновлять людей работать новым для них способом — лучше и выше их сегодняшних возможностей, — соединённую с чувством ответственности за этих людей, тогда — да. А если харизму понимать как традиционалистское отличие лидера от обычных людей, стояние «над всеми» — тогда — нет.

    — Очень важно, что нас именно двое. Когда человек один, очень талантливый человек, но — один, его начинают окружать люди, которые ему каждый день твердят, что он гений… В такой ситуации мало у кого продолжает работать самоконтроль и смелость пропадает…
  • Владимир Василёв
    Из интервью
    — А мы не боимся ошибок, — это во-первых. А во-вторых, мы постоянно контролируем друг друга. И именно благодаря этому мы никогда не думаем, что сочинили шедевр. Нам в этом смысле очень просто. Вот мы сочинили спектакль, но нам в нем что-то не нравится. Мы начинаем его исправлять. Ну, это обязательно…

    — У нас ведь нет своего театрального здания, так что площадки разные. И спектакль окончательно вызревает где-то к 10-му показу… Хотя те, кто работает на собственных площадках, тоже говорят, что премьера премьерой, а спектакль все-таки должен вызреть.

    — Когда есть необходимость, чтобы посмотрели со стороны, мы вызываем своих педагогов, учителей, репетиторов, своих коллег по Большому театру. В общем, тех людей, мнению которых мы доверяем, кто является для нас авторитетом.

    — Ну в чем мы разные? Брат Наташиной мамы был скульптором, посвятил нам как-то скульптуру. Там мужчина и женщина сплетены в единое дерево — ствол один, а крона как бы двойная… Вот мы, наверное, такие… Что-то глобальное нас объединяет, а что-то — разъединяет. Особенно вначале — очень много разного. Когда мы начинаем работать над спектаклем, то нас многое разъединяет, кажется совсем все по-разному. А потом в конце все сходится.

    — Это вообще драматично — жить вдвоем — это как действие, происходящее на сцене. Ведь, образно говоря, мы вдвоем пишем одно полотно.