В этой постановке всё подчинено страсти: совершенно неслучайно чувственные сцены «рифмуются» с гладиаторскими боями.
Наталия Касаткина и Владимир Василёв знали Арама Хачатуряна лично и как никто понимали переживания композитора по поводу того, что в самой известной постановке «Спартака» оригинальная партитура была урезана вдвое. Чтобы должным образом почтить память своего друга, в 2003 году к 100-летию со дня его рождения прославленная пара балетмейстеров представила свою версию главного балета Хачатуряна — которая почти наполовину состояла из музыки, не использованной прежде.
Постановщики полностью переосмыслили концепцию спектакля. Их Спартак — не просто гладиатор, поднявший рабов на восстание. Прежде всего он — убеждённый идеалист, мечтающий, чтобы каждый вышел победителем из битвы с рабом внутри себя. Подобным героям нет места в реальной жизни: все его сподвижники на деле оказались ничем не лучше своих угнетателей, и трагического финала, по мнению Касаткиной и Василёва, было не избежать. Символичной становится гибель возвышенного романтика Спартака: победить которого Красс может только с помощью меча, уже омытого кровью принесённой в жертву невинной девочки.
Оригинальная хореография Касаткиной и Василёва в полной мере передаёт нравы Римской империи, погрязшей в стяжательстве, чревоугодии и разврате. На взгляд некоторых критиков, откровенность порой зашкаливает: один из журналистов впечатлился настолько, что свою рецензию озаглавил «В этом спектакле невинной осталась только собачка». Другие, впрочем, замечали, что в постановке нет ни одного па, которое не играло бы на общую идею.
Деталь, которая согреет душу профессионального историка или просто любителя реконструкций: в свою хореографию Касаткина и Василёв вплели приёмы настоящего римского боя, которому артистов обучал известный постановщик трюков в кино Александр Малышев.
Кроме того, «Спартак» радует глаз балетомана самым большим количеством солистов. Их тут шесть и в танце каждого — свой характер, свои сложнейшие элементы, свои краски.
Балет в двух действиях, одиннадцати картинах
Постановка и хореография: Наталия Касаткина и Владимир Василёв
Либретто по историческим материалам, мотивам романа Р. Джованьоли и собственным фантазиям Н. Касаткиной и В. Василёва
Сценография: Иосиф Сумбаташвили
Костюмы: Елизавета Дворкина
Продолжительность спектакля: 130 минут
16+
В те времена, о которых пойдет речь в нашей истории, Римская республика была в расцвете сил. Ее несокрушимая армия приводила из военных походов тысячи пленных, которые впоследствии становились рабами. Наш герой, греческий воин Спартак, был ранен на поле битвы и захвачен в плен войском римского полководца Марка Лициния Красса.
Красс с триумфом возвращается в Рим. В Колизее толпа чествует полководца, рабы развлекают публику танцами и представлениями. В образе богини победы выступает греческая танцовщица Аврелия. Заметив пленника, связанного и окруженного стражниками, она узнает своего возлюбленного — Спартака. Обратила внимание на героя и амазонка Эвтибида, наложница Красса — Спартак понравился ей с первого взгляда. Тем временем праздник в самом разгаре, и толпа требует зрелищ. На арену выходят гладиаторы — невольники, которые бьются насмерть на потеху публике.
Безоружного Спартака выставляют против нескольких противников. По правилам состязаний, публика решает, жить поверженному бойцу или умереть. Но Спартак, одержав победу, просит пощадить побежденных воинов. Эвтибида увлекает Красса прочь, а спасенные гладиаторы с благодарностью бросаются к Спартаку. Пока знатные римляне пируют, простой народ собирается в таверне «Венеры Либитины». Туда приходит и Спартак в сопровождении гладиаторов. Рожденный свободным, он не в силах терпеть неволю и потому призывает народ к восстанию. Раб в Древнем Риме терял статус человека и становился собственностью. Слушая Спартака, невольники вспоминают, что когда-то и они были свободными людьми. Вдохновленные решимостью воина, они отвечают на его призыв.
Оставив союзников, Спартак отправляется на поиски Аврелии. Влюбленные тайно встречаются на улицах Рима, но процессия патрициев вновь разлучает их — знать во главе с Крассом и Эвтибидой шествует на пир. Аврелия вынуждена присоединиться к свите, а Спартак спешит скрыться, чтобы избежать внимания Эвтибиды.
На пиру в честь Красса собрались самые знатные патриции и матроны. В разгар веселья в патио врывается толпа восставших рабов. Мятежники поджигают зал и обращают гостей в бегство. Окрыленные победой, рабы провозглашают Спартака своим полководцем.
Бывшие невольники готовятся к решающей битве: они учатся сражаться на разных видах оружия и на глазах превращаются в прекрасно обученное войско. Наступает час сражения с легионом Красса. Рабы так яростно бьются за свободу, что легионеры не выдерживают натиска и терпят поражение. Красс в бешенстве убивает отступающих воинов и силой налаживает дисциплину.
Тем временем Эвтибида находит Спартака, чтобы признаться ему в любви. Герой равнодушен к амазонке и отвечает отказом.
Разгневанная Эвтибида клянется отомстить. Она мечтает о поражении Спартака — теперь это вопрос ее уязвленной гордости. Наложница отправляется к Крассу: он унижен и готов на все ради подавления восстания. Эвтибида ведет его в запрещенный египетский храм. Там она исполняет оккультный обряд: в ритуальном танце закалывает весталку-девственницу и омывает меч своего господина ее кровью. Этой жертвой амазонка хочет вымолить у богини Изиды победу римскому войску.
В это время рабы, упоенные триумфом, грабят и мародерствуют: почувствовав силу, угнетенные быстро становятся угнетателями. Возмущенный Спартак призывает прекратить бесчинства. В стане мятежников происходит раскол: часть войска отделяется, чтобы идти на Рим, но Спартак против этой затеи. Он не желает расправы над римлянами, его цель — вернуть освобожденных рабов в их родные края. Но, подчиняясь решениям сподвижников, он остается во главе войска.
Спартак и Аврелия проводят эту ночь в предчувствии последнего боя. Герой предвидит трагический финал предстоящего сражения, но готов идти до конца. Настает час кровавой битвы. Разрозненное войско рабов погибает в неравном бою с военной машиной Рима. Спартак сражается до последнего вздоха, но кольцо врагов сжимается вокруг него. Так, в битве за свободу, Спартак встречает свою смерть.
Мятеж подавлен, государство торжествует и всё вернулось на круги своя. Толпа приветствует победителя: колесница Красса, влекомая новыми рабами, въезжает в Колизей.