Гастроли в Санкт-Петербурге!
С 27 по 30 августа в Санкт-Петербурге на сцене Балтийского дома пройдут гастроли Театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва. За четыре дня труппа представит шесть авторских спектаклей легендарных хореографов: «Сотворение мира», «Лисистрата», объединенные в один вечер одноактные балеты на музыку Игоря Стравинского «Жар-Птица» и «Весна священная», а завершится гастрольный тур «Петербургскими сумерками» и «Чудесным мандарином».
Более десяти лет Театр не приезжал в Санкт-Петербург. Профессиональный, хорошо известный во всем мире и востребованный коллектив имеет очень плотный гастрольный график. И как только в этих планах появились перерывы, связанные с карантинными ограничениями, театр воспользовался возможностью вернуться в город, сыгравший важную роль в его судьбе.
Именно здесь получили в свое время поддержку молодые хореографы Наталия Касаткина и Владимир Василёв, когда им не давали работать в Москве, заклеймив «модернистами». Здесь начиналась их слава, во многом формировался индивидуальный творческий стиль, позволивший впоследствии создать свой собственный коллектив.
Сегодня это уникальный авторский театр, где все спектакли поставлены знаменитым творческим тандемом, и лишь последний был осуществлен Натальей Дмитриевной уже без Владимира Юрьевича Василёва. Их балетный язык не похож ни на чей другой, отличается эмоциональностью и яркими сюжетами. «Все жанры, кроме скучного» - выбрали они своим девизом, и действительно, скучными их спектакли назвать невозможно!
Особенный репертуар позволил создать уникальную труппу и вырастить целую плеяду артистов, воспитанных школой Касаткиной и Василёва, для которой главной отличительной чертой стало сочетание хореографического и актерского мастерства.
Наш коллектив очень рад, вновь, представить уникальные авторские спектакли зрителям Санкт-Петербурга.
СОТВОРЕНИЕ МИРА
Но если говорить о цифрах, то самое важное событие сезона – 50-летие балета «Сотворение мира» на музыку Андрея Петрова. Одного из ранних и, пожалуй, самого известного спектакля Н.Касаткиной и В.Василёва. С тех пор более 60 театров по всему миру включили его в свой репертуар, а Театр классического балета бережно сохраняет и растит на нем новые поколения артистов.
Театр начинает «Сотворением мира» свои гастроли в Санкт-Петербурге. 50 лет назад в Ленинграде, в Кировском (теперь Мариинском) театре, он впервые был показан зрителям. Сначала хореографы пытались осуществить его постановку в Большом театре, сочинив на Екатерину Максимову и Владимира Васильева номер под названием «Мир и война». И даже получили за него приз на конкурсе балетмейстеров. Но работа остановилась, так как министр культуры Екатерина Фурцева решила «модернистов на порог не пускать». В результате по приглашению Андрея Петрова работа над балетом переместилась в Ленинград. Пока шла постановка из Москвы приезжало несколько комиссий, с намереньем запретить спектакль. Но в результате Ленинградский обком партии его отстоял. И Касаткина с Василёвым «сотворили свой мир»!
Здесь в их распоряжении оказались лучшие танцовщики: Ирина Колпакова, Михаил Барышников, Юрий Соловьев, Калерия Федичева, Юрий Панов. Главные партии во втором составе исполнили Наталья Большакова и Вадим Гуляев. На современную музыку Петрова, Касаткина и Василёв сочиняли новаторскую хореографию. Они создали балетную трагикомедию, передав в танце драматургию, характеры, диалоги. Позволили себе внести в серьезный жанр балета юмор, пластику, подсмотренную у детей и в явлениях природы. Они рассказали очень человечную, семейную историю, где рождаются дети, уходят от родителей, родители остаются одни, появляются новые дети…
ЛИСИСТРАТА
Последний балет поставленный при жизни Владимира Василёва, появился в репертуаре театра в 2014 году. Музыку к нему написала Ольга Петрова, дочь знаменитого композитора Андрея Петрова, чье творчество
тесно связано с творчеством Касаткиной и Василёва.
В основе либретто – одноименная комедия Аристофана «Лисистрата». Это очень живой, легкий, искрометный спектакль о том, как любовь сопротивляется войне. Чтобы остановить бессмысленное кровопролитие агрессивных мужчин, Лисистрата и ее подруги отказывают в ласках своим возлюбленным. И любовь побеждает! Все это пронизано иронией и эротикой, и в то же время сентиментально нарочито театрально, с отсылками к древнегреческому театру.
В «Лисистрате» постановщики впервые обратились к трехмерному видеомаппингу для оформления спектакля, что позволило создать необыкновенно красивую, эффектную и динамичную сценографию. Художники специально сделали компьютерную графику которая проецируется на задник и на две кубические конструкции, расположенные по бокам сцены. Такое оформление требует тщательной подготовки и его установка занимает не один день, но результат того стоит!
В роли Лисистраты Санкт-Петербургская публика увидит уже состоявшуюся звезду, обладательницу трех медалей международных конкурсов Галину Гармаш, а партию ее возлюбленного Леонида исполнит солист театра Артём Хорошилов.
ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ
«Весна священная» - один из ранних спектаклей Наталии Касаткиной и Владимира Василёва. И первая «Весна священная», поставленная в нашей стране, что в 1956 году было достаточно смело. Ведь Игорь Стравинский на тот момент был еще полузапрещенным в Советском союзе композитором, а музыка его выглядела слишком сложной.
Но именно с музыки началось знакомство хореографов с этим спектаклем. Впервые они услышали «Весну священную» Игоря Стравинского в Париже во время гастролей. Купили пластинку, проигрыватель и вместе с Геннадием Рождественским слушали ее в номере. Тот объяснял, как в ней все устроено, что это музыка «не сложная, а сложносочиненная».
Касаткина и Василёв тщательно готовились к постановке. Они нашли возможность изучить книги о древней Руси из Ленинской библиотеки. В своей работе они использовали записи о старинных обрядах. Еще одним источником стало для них наблюдение за пластикой животных. В результате получилось действо о языческой Руси, где они нашли
свой яркий пластический язык, впервые у них появляется откровенная эротика. Симбиоз музыки, драмы и хореографии оказывает на зрителя мощное воздействие, пробуждает первобытные чувства. Интересно, что партию Бесноватой, Наталия Касаткина поставила для себя и теперь трепетно передаёт её новым исполнительницам. Счастливой судьбе балета поспособствовал Игорь Моисеев, когда тайком устроил закрытый показ знаменитому американскому импресарио Солу Юроку. Тот был настолько впечатлен, что заявил о желании открывать гастроли театра в Америке этим спектаклем. За пульт он планировал поставить самого Стравинского. Спектакль с большим успехом показали на гастролях, правда прекрасному замыслу со Стравинским сбыться было не суждено. Екатерина Фурцева, министр культуры, заявила, что «нечего этому эмигранту примазываться к нашему великому советскому искусству!» Да и Касаткина с Василёвым попали после этого в опалу у властей. В 1979 году балет был поставлен в Ленинградском Малом (Михайловском) театре оперы и балета.
ЖАР-ПТИЦА
Вместе с «Весной священной», в один вечер, зрителям будет представлен еще один балет на музыку Игоря Стравинского – «Жар-птица». Тоже основанный на Русском фольклоре, этот спектакль скорее выглядит волшебной сказкой для детей и взрослых. Это настоящая зрелищная феерия, насыщенная сценическими эффектами. Чего только стоят придуманные здесь очаровательные названия персонажей «окаяшки» и «билибошки»!
Спектакль был поставлен в 2000 году.
«Чудесный мандарин» и «Петербургские сумерки» объединены в одну программу не случайно. Это два «городских» балета, где город – и фон, и разрушающая сила, и полноправное действующее лицо.
ЧУДЕСНЫЙ МАНДАРИН
«Чудесный мандарин», поставленный в 1996 году на музыку Белы Бартока – вовсе не добрая сказка, как может показаться из названия, хотя мистики в нем предостаточно. Это история о появившемся в городе загадочном существе. Под завораживающую музыку разворачивается настоящий триллер. Мандаринами в Китае называют высокопоставленных вельмож, но кто он такой в спектакле – реальный человек, супергерой из комиксов? А может его и вовсе не было, и все это лишь история, рожденная мифами и подсознательными страхами жителей большого современного мегаполиса?
ПЕТЕРБУРГСКИ СУМЕРКИ
Балет поставлен в 1987 году. Хореографы использовали для него музыку Пятой симфонии П.И. Чайковского.
История о том, как мальчик и девочка, светлые и одухотворенные, полные надежд, попадают в город. А город, понемногу подминая их под себя, разрушает все их мечты и идеалы, делает жизнь невыносимой и безнадежной. Балет соткан из видений, картин прошлого, мистики. Даже праздник Светлой Пасхи, подаривший людям радость, заканчиваясь, вновь передает городу его темную власть над героями.