Балет раскрывает предысторию Щелкунчика: ту часть сказки Гофмана, которая не вошла
в классический балет.
Балет раскрывает предысторию Щелкунчика: ту часть сказки Гофмана, которая не вошла в классический балет.
В спектакле переплетаются сны и реальность: сказка про принцессу Пирлипат, принца Щелкунчика и королеву Мышильду, сочиненная часовых дел мастером Дроссельмейером, грезится Мари во сне и получает продолжение в жизни. «Кракатук» — это история о взрослении: Мари покидает мир детства и оказывается на пороге юности.
«Этот твёрдый орех должен был разгрызть и, зажмурившись, поднести принцессе человек, никогда ещё не брившийся и не носивший сапог. Затем юноше следовало отступить на семь шагов, не споткнувшись, и только тогда открыть глаза» («Щелкунчик и Мышиный король», Э. Т. А. Гофман).
Мари — обыкновенная девочка, дочка советника медицины Штальбаума. В силу переходного возраста — романтически настроена. Принц, он же Щелкунчик, — на самом деле никакой не принц, а просто красивый юноша с крепкими челюстями, племянник Дроссельмейера. Дроссельмейер — крестный Мари, мастер механических кукол и просто интереснейшая личность. Хорошо разбирается в часах, небесных светилах и фантазиях подростков. Именно он сочинил для своей впечатлительной крестницы сказку про принцессу Пирлипат, Принца Щелкунчика, Королеву Мышильду и её гадкого сыночка Крысика. Эта история и приснилось Мари в ту единственную ночь, когда она покинула мир детства и очутилась на пороге юности.
И наконец — орех КРАКАТУК! Истинный маг и волшебник Э. Т. А. Гофман сначала загнал своих героев в безвыходное положение, а потом с помощью волшебного ореха и смелых действий Дроссельмейера привёл Мари к счастливой свадьбе с Принцем.
Все эти приключения Мари увидит в своих снах. Не будем искать логику в версии фантазёра и сказочника Гофмана, а просто примем её как единственную.
В спектакле классика встречается с современностью: интерактивные декорации и трехмерные проекции на несколько часов погружают зрителей в мистическую атмосферу гофмановской сказки.
Премьера состоялась 11 января 2020 года на Исторической сцене Большого театра
6+
Пролог
Весёлые дети зазывают почтенную публику на представление.
Картина первая
Мастерская Дроссельмейера.
Дроссельмейер завершает создание очередной механической куклы. На неё покушаются крысы, но мастер заманивает их в мышеловки собственного изобретения. Дроссельмейер приступает к обучению уже готовых кукол, затем наряжает их в костюмы персонажей сказки про Пирлипат, а сам надевает парадный камзол.
Картина вторая
Зимняя улица.
Брат Мари Фриц, её сестра Луиза и влюблённый в Луизу Ганс играют в снежки. Мари и юный племянник Дроссельмейера впервые встречают друг друга, случайно столкнувшись на улице...
Картина третья
Гостиная советника Штальбаума.
Печник зажигает в гостиной камин, а Пожарный ему мешает: ведь его работа — тушить всё, что горит! Родители Мари принимают гостей. Все дети получили подарки: Фриц — саблю, а Луиза — букет цветов от Ганса.
Мастер Дроссельмейер со своими механическими куклами представляет гостям историю Принцессы Пирлипат:
Королева Мышильда хочет женить на Принцессе своего сына Крысика. Получив отказ, она накладывает на Пирлипат страшное заклятие и превращает её в уродца. Принц спасает девушку при помощи волшебного ореха Кракатук, но сам при этом становится деревянным Щелкунчиком.
Пожалев несчастного Принца, Мари горько плачет. Дроссельмейер утешает крестницу и дарит ей куклу Щелкунчика.
Картина четвертая
Первый сон Мари.
Сначала деревянный Щелкунчик превращается в живого мальчика, символизируя уходящее детство Мари, а затем — в её сверстника. Мир вокруг девочки взрослеет и меняется.
Во сне Мари проносится череда событий: сражение с крысами, победа над Мышильдой и её сыночком, первая встреча с Принцем-сверстником, который ведёт девушку вверх по ветвям рождественской ёлки… Наконец Мари встречает уже повзрослевшего Принца, и ей кажется, что это тот, с кем она виделась всего один раз на заснеженной улице — племянник Дроссельмейера.
Щелкунчика и его армию окружают прелестные девушки — Мари среди них. Молодые люди отправляются в фантастический полёт по ночному небу…
Конечно, всеми приключениями управляет маг и волшебник Дроссельмейер. Но это ещё не конец первого сна.
Картина первая
Царство крыс.
Принц Крысик полон решимости жениться на Мари. Под предводительством Мышильды и её сына армия крыс отправляется завоёвывать невесту для своего Принца.
Картина вторая
В доме Штальбаума.
После тревожной и волнительной ночи Мари чувствует себя больной, а крёстный успокаивает девочку. Мама наряжает Мари в платьице, как у куклы Пирлипат: последний штрих — и девочка выглядит, как Принцесса.
Картина третья
Второй сон Мари.
История Принцессы Пирлипат, так поразившая девочку, теперь видится ей во сне. Только на месте Принцессы — сама Мари.
Король, Королева, их дочь Пирлипат. Мышильда сватает за Принцессу своего сына Крысика, и, получив отказ, превращает девушку в уродца. Дроссельмейер вручает Принцу волшебный орех Кракатук: с его помощью юноша должен снять заклятие с Принцессы.
«Этот твёрдый орех должен был разгрызть и, зажмурившись, поднести принцессе человек, никогда ещё не брившийся и не носивший сапог. Затем юноше следовало отступить на семь шагов, не споткнувшись, и только тогда открыть глаза». Ритуал проведён, Пирлипат снова красавица, но Принц, отступая положенные семь шагов, спотыкается о коварную Мышильду. В один миг юноша превращается в деревянного Щелкунчика.
Мари в отчаянье, но Щелкунчик созывает своё войско и отважно бросается в бой с крысами. Победа! Заклятие снято, и деревянный человечек снова становится прекрасным Принцем. Влюбленные счастливы!
Печник сжигает крыс в камине, Пожарный их топит, а сон Мари заканчивается торжественной и пышной свадьбой.
Картина четвертая
Снова в доме Штальбаума. Девушка просыпается.
Картина пятая
Эпилог.
Дроссельмейер знакомит Мари со своим племянником. Крёстному кажется, что молодые люди влюбились друг в друга с первого взгляда. Детство закончилась, они стоят на пороге юности — кто знает, что ждёт их впереди?